Павел КАРИН, фото Никиты ГУДКОВА (журнал Автоспорт) и фирмы Honda Теперь
все в масть. И эффектная внешность, и кнопочка Engine Start слева от
руля… У меня не просто хэтчбек Honda Civic, а новейшая трехдверка Civic
Type R! А впереди — сотни километров испанских дорог и бывшая
«формульная» трасса Эшторил. 
Поначалу
я откровенно «тормозил»: неспешно укладывал вещи в багажник,
разглядывал шины Bridgestone Potenza 225/40 R18… Предвкушал. И немного
опасался. Я вспомнил, как, оказавшись студентом в гоночной команде,
завороженно разглядывал «лишние» кулачки системы VTEC старенького
кольцевого Сивика, как впервые самостоятельно перебирал многорычажные
подвески. И как затем наш, по сути, стандартный Civic рвал в клочья
самые злые на тот момент «восьмерки». Волк в овечьей шкуре… Сегодня
от «овечьей шкуры» не осталось и следа — выглядит трехдверка (а
пятидверной версии Сивика Type R не будет) сногсшибательно. По
сравнению с уже знакомым нам пятидверным хэтчбеком здесь более развитые
спойлеры, хищный оскал воздухозаборника и привычная фальшрадиаторная
решетка вместо зеркальной «люстры». Изыск дизайнеров мешал бы
нормальному дыханию мощного мотора.  |  | Двухлитровый двигатель 2.0 i-VTEC отличается новой программой управления и балансирными валами для снижения вибраций | Главная
передача шестиступенчатой «механики» стала «короче» (5,06 против 4,76),
а дифференциал остался свободным — Type R имеет «самоблок» только на
японском и американском рынках |
Мотор — вот
суть хэтчбека Civic Type R! И он же внушает наибольшие опасения. Чем
ответит Honda на «лошадиные бега» конкурентов, которые благодаря
допингу турбонаддува становятся все мощнее и мощнее? Например, Ford
Focus ST при смене поколений прибавил аж 55 л.с. и развивает сегодня
225 л.с., а «мощностный» лидер класса Mazda 3 MPS — и вовсе все 260
л.с.! Но Honda в ответ промолчала. Двухлитровая «четверка» от
старого Type R стала мощнее всего на одну «лошадку»: 201 вместо 200
л.с. А крутящий момент даже чуть снизился — на 3 Нм (до 193 Нм). —
Возможно, «моментные» турбомоторы и удобнее в повседневной езде, но нам
важнее дух гонок. А это непременно высокие обороты, — продолжают гнуть
свою «атмосферную» линию японцы. А ведь могли бы… Есть у Хонды и
«турбоопыт» — вспомним хот-хэтч City Turbo середины восьмидесятых или
новейший американский кроссовер Acura RDX. Да и без наддува 120 л.с. с
каждого литра рабочего объема японские мотористы снимали еще восемь лет
назад на модели S2000 (см. АР №10, 1999). Но, по словам
инженеров, даже если наплевать на все экологические нормы, потолок
нынешнего мотора (внутризаводской код K20Z3) — 250 л.с. А на новый
двигатель заработанных в прошлом году денег (общемировые продажи
автомобилей Honda выросли на 4,6%) японцы пожалели. Равно как и на
многорычажную заднюю подвеску — Civic Type R, как и обычная пятидверка,
довольствуется простенькой «скручивающейся балкой». Но так ли это страшно в свете современных технологий и возможностей настройки даже простых подвесок? Сейчас проверим!  |  | Эргономика типично спортивная: слева — кнопка Engine Start, справа — шарик рычага коробки. А в центре — тахометр | Спортивные «ковши» великолепны, главное — суметь дотянуться до ремня безопасности |
Передние
«ковши» с красными вставками и отверстиями под гоночные ремни
великолепны — с большим диапазоном продольной регулировки и крепкими
алькантаровыми объятиями. Мудреная рукоятка рычага коробки уступила
место незатейливому алюминиевому шарику — ну разве может быть
что-нибудь удобнее? Перфорированные педали, как и на обычном Сивике,
здесь в самую масть. Спортивный дух красной нитью вплетен в кожу руля и
чехла рычага коробки, наполняет красным свечением приборы. Красная же
зона тахометра — с 8000 об/мин! Двигатель, как и на «гражданском»
Сивике, запускается странно: сначала поворотом ключа нужно включить
зажигание и только потом нажать красную «стартерную» кнопку. Дух
родстера S2000? На первой передаче я и понять ничего не успел. А
на второй заслушался… и тут же уперся в ограничитель! По звуку Civic
Type R больше всего напоминает спортбайк, вызывая единственную
ассоциацию — скорость. Мотор реагирует на нажатие акселератора
моментально, а переключаться здесь и впрямь нужно почаще: чтобы
компенсировать почти 100 кг, на которые потяжелел новый Civic Type R по
сравнению с предшественником, главную передачу шестиступенчатой
«механики» пришлось «укоротить».  |  | На
этом Сивике, подготовленном итальянской фирмой JAS Motorsport, меня
катал тест-пилот «формульной» команды Honda Кристиан Клин. Катал
быстро. Но обратите внимание на заднее колесо: поворот почти закончен,
а оно продолжает висеть в воздухе! По гоночному регламенту конструкция
задней подвески осталась неизменной — здесь та же «скручивающаяся
балка», что и на «гражданской» машине | Передачи включаются мягко и точно. А как приятен на ощупь алюминиевый шарик… |
В
итоге Civic остался по-прежнему быстрым: согласно паспортным данным
разгоняется он до 235 км/ч, а первую сотню набирает за 6,6 секунды. Это
на 0,2 секунды медленнее, чем Opel Astra OPC, и на столько же быстрее
Фокуса ST. Но где знаменитая «двухмоторность»? Где «взрыв» тяги
на высоких оборотах? Где то, что вдохновляло нас раньше? Помните: «Вот
он, хондовский кайф! Вот он, полет! После четырех тысяч — ураган!» (см.
АР №20, 2001)? Было — и нет. Мотор хондовцы все-таки
переработали — добавили для снижения вибраций балансирные валы
(которые, по словам инженеров, отняли 5 л.с.) и переписали программы
управления двигателем в целом и системой i-VTEC в частности. Пик
мощности теперь достигается при более высоких оборотах (7800 об/мин
против 7400), а крутящего момента, наоборот, при более низких (5600
против 5900 об/мин). Но главное — стал более сглаженным переход с
«низкооборотных» на «высокооборотные» кулачки системы i-VTEC, с едва
ощутимым оживлением около 5500 об/мин. В пресс-релизе такой характер
мотора называется «более гармоничным». Но это ли гармония? Выходит, что
в ответ на «турбоугрозу» Civic Type R только умерил пыл. Поджал хвостик? Впрочем,
носиться на трехдверке все равно приятно, особенно по гоночной трассе.
Жаль, на трек в Эшториле нас выпустили «паровозиком» вслед за
пейс-каром. Но я успел насладиться собранностью хэтчбека в поворотах,
быстрыми и точными реакциями на действия рулем и отличной
сбалансированностью. В пределе Civic Type R демонстрирует практически
нейтральную поворачиваемость: добавляешь газ — траектория
распрямляется, сбрасываешь — машина охотно ввинчивается внутрь
поворота. От «просто Сивика» версия Type R отличается еще и
«ужесточенным» кузовом: усилены места крепления передней подвески и пол
под ногами передних седоков, появилась поперечина в моторном отсеке.
Кроме того, рулевой механизм стал «короче» (2,4 оборота от упора до
упора), а крепления «рейки» — жестче. Естественно, подобраны иные
характеристики электроусилителя руля, пружин, амортизаторов и
стабилизаторов. Задняя колея «расширилась» на 20 мм, а дорожный просвет
уменьшился на 15 мм. На идеальном покрытии знаменитого автодрома «бюджетность» задней подвески поначалу даже кажется благом — никаких
тебе подруливаний, ровный, предсказуемый характер. Но если «завалиться»
в поворот слишком быстро, то Civic сначала задерет лапку (внутреннее
заднее колесо) и тут же начнет скользить задней осью. Особенно ярко это
проявилось в ходе заездов справа от «формульного» тест-пилота Хонды
Кристиана Клина. Он вовсю пользовался этой особенностью машины, чтобы
«выставлять» ее в поворотах: мчал по-раллийному, срезая поребрики и
разбрасывая траву по трассе. Кстати, по трассе мы носились на
облегченном на 40 кг Сивике Type R — почти без шумоизоляции, без
аудиосистемы и кондиционера. Такие машины Honda адресует
профессиональным гонщикам для последующей подготовки к соревнованиям:
на них вскоре пересядут и участники российского Кубка Honda Civic.  |  | Заднее сиденье складывается частями, объем грузового отсека варьируется от 485 до 1352 литров. Пол багажника — с двойным дном
| За рулем по трассе Эшторил можно было промчать, увы, только «паровозиком» — вслед за пейс-каром Honda S2000 |
Насколько
«гражданский» Civic Type R с климат-контролем, CD-магнитолой и
навигацией медленнее своего «гоночного» собрата, я не знаю. Но он тише
— это точно. На шершавом асфальте шум от шин хоть и заметен, но все же
не так сильно, как, например, в Мазде 3 MPS. Тем более что основной
солист здесь — двигатель. Сладко поет! А как точно включаются передачи:
семь шестьсот — третья, р-р-р, семь шестьсот — четвертая. В отсутствие
VTEC-взрыва только и отрада — высокооборотная песня мотора. Я
намеренно искал в окрестностях Эшторила дорожки похуже — как дома. И
«горячий» Civic показал себя молодцом — трясет, конечно, но душу не
вытряхивает. Очевидно, в паре с жесткими пружинами работают умеренно
«зажатые» амортизаторы. А ощущение запаса энергоемкости тает, только
если мчаться по колдобинам, совсем не жалея машину. Выпускать
трехдверку Civic Type R будут на заводе Honda of the UK Manufacturing в
Суиндоне (Англия) — там же, где делали ее предшественницу, которая
разошлась по миру тиражом 35190 машин. Кстати, трехдверный Civic Type S
(не R, а S!) начал продаваться в Европе раньше — с перенастроенной
подвеской, расширенной задней колеей и двумя 140-сильными двигателями
на выбор: бензиновым 1.8 i-VTEC и турбодизелем 2.2 i-CTDi. Но в Россию
Civic Type S поставляться, скорее всего, не будет: его предшественник
оказался у нас непопулярным, как безалкогольное пиво. А вот
Сивиков с шильдиком Type R в России было продано около сотни. На новый
Civic Type R по миру принято уже более 500 заказов, а всего в нынешнем
году Honda планирует выпустить 5000 «горячих» хэтчбеков. У нас
зажигательная трехдверка появится в мае — и будет существенно дороже
своих турбоодноклассников. Например, если «базовая» Mazda 3 MPS стоит
$31800, то цены на Civic Type R будут находиться в пределах
$35000—40000. Дорого. Особенно с учетом проигрыша в мощности. Вот если
бы к нам везли 220-сильные седаны Civic Type R с «самоблоками», которые
предлагаются японцам и американцам… Если бы да кабы! 
А
так перед нами просто отличный автомобиль, цельный и уравновешенный. Он
может быть очень быстрым — и согреет душу искушенного водителя.
Согреет, но уже не обожжет — «горячий» Civic стал более повседневным.
Хотя и рычит по-прежнему. Паспортные данные | Параметры | Автомобиль | Honda Civic Type R | Тип кузова | 3-дверный хэтчбек | Число мест | 5 | Длина, мм | 4275 | Ширина, мм | 1785 | Высота, мм | 1445 | Колесная база, мм | 2635 | Колея спереди/сзади, мм | 1506/1530 | Объем багажника, л | 485—1352 | Снаряженная масса, кг | 1301—1324 | Полная масса, кг | 1700 | Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | Расположение | спереди, поперечно | Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | Рабочий объем, см³ | 1998 | Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/86,0 | Степень сжатия | 11,0:1 | Число клапанов | 16 | Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 201/148/7800 | Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 193/5600 | Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | Передаточные числа | | I | 3,27 | II | 2,13 | III | 1,52 | IV | 1,15 | V | 0,92 | VI | 0,74 | задний ход | 3,58 | главная передача | 5,06 | Привод | передний | Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | Передние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые, вентилируемые/300 | Задние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые/260 | Шины | 225/40 R18 | Максимальная скорость, км/ч | 235 | Время разгона 0—100 км/ч, с | 6,6 | Расход топлива, л/100 км | | городской цикл | 12,7 | загородный цикл | 7,0 | смешанный цикл | 9,1 | Емкость топливного бака, л | 50 | Топливо | бензин АИ-95 | R-типичная история Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ Впервые
название Type R (от английского слова racing, «гоночный») было
присвоено спецверсии среднемоторного суперкара Honda NSX в феврале 1992
года — облегченной, с более форсированным двигателем и «зажатой»
подвеской. Характерной чертой всех автомобилей Honda Type R является
фирменная эмблема на красном фоне — как на «формульном» болиде RA-272,
который принес японской марке первую победу в Гран При (Мексика, 1965
г.). А на модели Civic литера R впервые появилась на автомобилях
четвертого поколения в 1991 году — это была трехдверка Civic SiR для
японского рынка. Ее 16-клапанный двигатель семейства B16A объемом 1,6 л
был оснащен системой VTEC и развивал 150 л.с. Уже «в базе» предлагался
самоблокирующийся дифференциал, а электростеклоподъемники или усилитель
руля нельзя было заказать даже за доплату. В конце 1991 года
появился «пятый» Civic, а на следующий год в Японии дебютировала его
спортивная версия SiR — с прежним двигателем, мощность которого
возросла до 160 л.с. Для Европы такими моторами оснащали модификации
Civic VTi, но они были лишены «самоблока». Первый настоящий Civic Type R дебютировал в августе 1997 года — это был трех- дверный
хэтчбек шестого поколения, оснащенный двигателем 1.6 VTEC мощностью 185
л.с. (при 8200 об/мин). Удельная мощность — 115,6 л.с. на каждый литр
рабочего объема! Без наддува. Плюс самоблокирующийся дифференциал.
Внешне «горячий» хэтчбек отличался более низкой посадкой, задним
спойлером и аэродинамическим обвесом, а в салоне появились гоночные
«ковши» Recaro. Продавался «шестой» Civic Type R только на японском
рынке, в то время как европейцы довольствовались 160-сильной
модификацией Civic VTi. В Европе Civic Type R на базе автомобилей
седьмого поколения появился в 2001 году — его производство было
налажено на английском заводе в Суиндоне. Двигатель серии K20A получил
«интеллигентную» систему i-VTEC, которая меняет фазы газораспределения
не только в зависимости от частоты вращения коленвала, но и от
нагрузки. Мощность достигла 200 л.с. при 7400 об/мин. Но в конструкции
шасси произошел первый шажок к упрощению — передняя «двухрычажка» по
компоновочным соображениям уступила место стойкам McPherson.  |  | Первый Civic Type R (1997 г.) продавался только на японском рынке
| Civic Type R второго поколения (2001 г.) выпускался в Англии |
Версия
для японского рынка хоть и выпускалась на том же заводе в Англии, но
отличалась от европейских «горячих» Сивиков более мощным двигателем
(215 л.с.), еще более «зажатой» подвеской, гоночными сиденьями Recaro и
наличием самоблокирующегося дифференциала. А в прошлом году на Парижском автосалоне дебютировал новый Civic Type R — на базе хэтчбека восьмого поколения.
07 апреля 2007
|