Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не
обойтись без сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого
баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют различные
модели известных марок, выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного
потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл в результате проведенных
тестов? Ведь тестируются в основном модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER,
SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры - MTX, JL Audio и др. Они
настолько хороши, что большой разницы в их звучании среднестатистическому уху
просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим
автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то стоимость музыки в машине не
должна превышать 20% от стоимости автомобиля. И как бы не сопротивлялись
ценители хорошего автозвука - точкой отсчета должен быть именно автомобиль. Вряд
ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы озвучить и без того поющие
детали салона продукта отечественного. Поэтому рекомендуется к применению эта
стандартная для многих система расчета стоимости установки аппаратуры: если Вы
купили автомобиль за 1500 долларов США, на музыкальное оформление не стоит
тратить больше 300 долларов v те самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в
отличие от пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий
набор "быстрого приготовления c готовностью к употреблению", т.е. вам стоит
только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к
работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное
устройство - усилитель - сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои
минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые
компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. К активным сабвуферам
относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC
EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Для подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при
мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного
сабвуфера как номинальная. Теперь о типах и конструктивных особенностях
представленных на современном рынке сабвуферов.
Выделяют четыре типа сабвуферов:
1. cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
2. сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются наличием
фазоинвертора - щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики
компонента в области низких частот;
3. сабвуферы полосового типа (bandpass) v отличаются от вышеперечисленных
тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается через
фазоинвертор;
4. сабвуферы с пассивным радиатором имеют второй динамик, служащий, по
большей части, для понижения общей резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают громкое и глубокое
звучание, чем closed, но и стоят дороже.
Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов,
выполняя роль фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и
подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у
сабвуферов типа vented - усложнение и, как следствие, удорожание конструкции.
Сабвуферы c пассивным радиатором распространены мало и эффективны только при
ювелирной настройке в автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и
типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем
пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно разделить на три основных
типа:
1. седаны (к ним относятся вся ВАЗовская "классика", ВАЗ-21099 и Волга 3110);
2. хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К этому типу относятся ВАЗ
2108-09, Москвич 2141;
3. кузова типа универсал (большие двухобъемные автомобили), например,
ВАЗ-2104.
У седана динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье, причем
рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и
спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ 2106-2107) на спинке заднего
сиденья есть подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту
часть сиденья, так как при этом достигается максимальное проникновение в салон
звука без видимого урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и
гулкости", свойственного большим корпусным сабвуферам).
У автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению
достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону
багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при
котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и
фазоинвертором назад.
Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем, что вносят
минимальные изменения в интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых
от постороннего взгляда местах, что в современной России очень актуально в связи
с процветающими кражами автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов можно
без особого труда разместить под передними сиденьями или в полости торпеды над
нишей для ног переднего пассажира.
Сторонников и любителей у этого отдельного типа сабвуферов множество. Их
привлекают многочисленные плюсы, а именно: простота установки, незаметность,
относительная дешевизна, маленькие габариты, позволяющие экономить полезный
объем багажники и др. Но стоит отметить и характерный для компактных сабвуферов
минус - применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см ), чем в стандартных
сабвуферах.
Чтобы достигнуть необходимую "низость" частот динамика, не увеличивая его
размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки: новые
формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой, компрессионный
режим работы динамика и т.п. И все же компактный сабвуфер играет не слишком
громко. Именно поэтому не стоит ставить его в задней части автомобиля - вы его
просто не услышите. Среди компактных сабвуферов наибольшей популярностью
пользуются PANASONIC EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265, PIONEER TS-WX50, RCF BL 130.
Стоит отдельно остановиться на оригинальных по конструкции сабвуферах, таких
как указанный выше компактный сабвуфер PIONEER TS-WX50. Он предназначен для
установки в запасное колесо автомобиля. И хотя задумка сама по себе весьма
оригинальная, но реального применения ей найти трудно.
Дело в том, что на типичных хэтчбэках и седанах, когда запасное колесо
находится в специальной нише под толстым ковриком, его будет просто не слышно, а
в седанах типа ВАЗ-2106-07 звук не сможет дойти от вертикально расположенного
колеса - опять же не хватит мощности. Да и эксплуатация такого сабфувера создает
достаточно много трудностей.
В заключение стоит отметить, что ваш выбор сабвуфера будет напрямую зависеть
от того, чем вы хотите пожертвовать - деньгами, временем или внутренним
пространством вашего автомобиля. Можно поступить иначе - обратиться к
профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу
сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и идеально-гармоничную музыкальную
систему в вашем автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую вы готовы
потратить.
|