В средние века самые искусные мастера
кисти трудились в храмах, создавая шедевры живописи во Имя Божие.
Современные художники чаще приносят свое искусство на другой алтарь.
Аэрография на автомобиле как шикарная женщина из высшего общества –
многие думают об обладании ею, но немногие могут это себе позволить.
Те, кто все же решился, вызывают у окружающих восхищенное внимание.
Всегда. Не важно, кому на глаза попадется раскрашенный автомобиль:
тинэйджеру, которому до первой машины предстоит отсидеть еще пару
школьных классов, прошедшему по жизни стороной от автомобилей
пенсионеру-библиофилу или проезжему олигарху. Окинут взглядом, оценят
все без исключения. Качественный рисунок на автомобиле – одновременно
демонстрация собственного вкуса и визитная карточка успешного человека.
От плохой жизни рисунки на свой автомобиль не заказывают.
История одного изобретения Технологию,
по которой краска наносится на автомобиль, придумал и запатентовал в
1878 году американский ювелир Эбнер Пилер. Из нескольких старых трубок,
швейной иглы и самодельного ручного компрессора он смастерил первый
распылитель водорастворимой краски и в качестве отдыха от возни с
алмазной крошкой и золотой стружкой в своей мастерской рисовал с
помощью этого инструмента пейзажи родного штата Айова. Права на его
изобретение купила фирма Liberty Walkup, которая в 1884-м занялась
"раскруткой" нового способа живописи, названного "аэрографией", и
продажей первых моделей распылителей, получивших название airbrush
(воздушная кисть). Вскоре фотографы всего мира активно использовали
airbrush для ретуши или раскрашивания черно-белых снимков.
Причем "бесконтактная" техника нанесения краски позволяла получать как
четкие и тонкие, так и размытые контуры и линии, благодаря чему
рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию были очень близки к
качеству настоящих фотоснимков того времени. Некоторые фотосалоны даже
предлагали клиентам такие услуги, как добавление на фото новых деталей
или полное изменение заднего плана.
Настоящий бум аэрографии
начался в начале ХХ века. Аэрограф тогда был для художника таким же
модным и полезным инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С
помощью "воздушной кисти" рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты
и иллюстрации в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась
передача изображения фотографического качества, делали методом
airbrush.
Первые аэрографические изображения, появившиеся на
автомобилях, имели исключительно утилитарную функцию – это были номера
на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей стали
украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения завоеванных
кубков. Следующей ступенью эволюции "спортивной аэрографии" были уже
художественные рисунки – различные символы, огненные вспышки, бегущие
животные или летящие птицы. С течением времени автоспорт становился все
более популярным и профессиональным, количество спонсоров
увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида
становился дорогостоящим товаром. Поэтому "некоммерческие" изображения
вскоре покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не
умерла, а продолжала активно развиваться в частном секторе. Уже в 40-х
годах в Америке и Европе появились специальные фирмы, наносящие на
автомобили несложные изображения, состоящие не более чем из двух-трех
цветов, а спустя еще десять лет многочисленные airbrush-ателье
предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности
фотографического качества.
В Россию автомобильная аэрография
добралась лишь к середине 80-х годов, зато всего за несколько лет
прошла все стадии взросления и развития, от напыления из баллончика
сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного
оформления автомобиля с помощью профессиональной airbrush-аппаратуры
стоимостью несколько тысяч долларов. Заморские технологии превращения
машин в живые картины стали доступны всем и оказались не сакральным
волшебством (как думали многие отечественные автовладельцы в советское
время), а вполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуальность
владельца.
Ловкость рук и немного фантазии Роспись
автомобиля начинается с выбора темы рисунка. У любого хорошего мастера
всегда под рукой есть база разных изображений, из которых владелец
автомобиля сможет выбрать себе подходящее. Просмотр каталогов и
альбомов с фотографиями всегда занимает довольно много времени, но
типовые рисунки не выбирают почти никогда. Или выбирают с массой
изменений, ведь здесь как нигде важна уникальность будущего рисунка.
Затем начинается самый сложный процесс, в особо трагических случаях
способный растянуться на много месяцев. Художники делают эскизы и
согласовывают их с клиентом. Формула стадии согласования выглядит
следующим образом: разница восприятия одного и того же рисунка
художником и заказчиком прямо пропорциональна времени, потраченному на
утверждение эскиза. Некоторые мастера говорят, что иногда возникает
желание вообще отказаться от работы. В такие моменты, например, когда,
взглянув на уже девятый по счету эскиз, владелец машины говорит, что
оттенок чешуи сказочного дракона надо бы сделать капельку позеленее,
красавицу в лапах этого дракона чуть пообнаженнее, да и вообще, пусть
лучше это будет не дракон, а зверь рыкающий. Разумеется, гораздо проще,
когда клиент, полагаясь на опыт и мастерство художника, предоставляет
ему самому выбор сюжета и его реализацию. По словам самих аэробрашеров,
только в этом случае способны родиться настоящие шедевры.
После утверждения рисунка ассистенты мастеров воздушной кисти
приступают к специальной подготовке машины, напоминающей подготовку к
обыкновенной покраске кузова. В некоторых случаях начинают с арматурных
работ – например, если рисунок наносится на дверь, необходимо снять с
нее молдинги, ручку и уплотнение стекол. То же касается решетки
радиатора, "мулек" на капоте и крышке багажника, фар, а порою снимают
даже боковые стекла-форточки. Потом автомобиль подвергается трудоемким
и очень пыльным процедурам – удалению старого лака и "лечению" мелких
очагов коррозии: трещинок, сколов краски, небольших вмятин и царапин.
Все это убирается, шпатлюется и зашкуривается, иначе все дефекты
вылезут из-под нового лака в ближайшие месяцы. Затем на машину наносят
слой основы – фон будущего рисунка, и передают художнику. В зависимости
от характера изображения художник подбирает краски различных колеров,
нужных для работы, и, если необходимо, изготавливает трафареты. Затем с
помощью аэрографа рисунок послойно наносится на кузов. Иногда, для
выполнения особенно тонких и мелких элементов рисунка, мастера все же
применяют кисти и даже специальные карандаши. После нанесения рисунка
машина попадает к малярам, которые накладывают на рисунок несколько
слоев лака для защиты его от воздействия окружающей среды. Затем лак
сушится в специальной сушильной камере. Сушка лака не менее
ответственный процесс – температура в камере не должна превышать 60
градусов, иначе могут испортиться пластиковые детали автомобиля.
Некоторые лакировщики также считают, что при температуре больше 60
градусов лак может потечь, вскипеть или растрескаться, а это приведет к
переделке всей работы.
Нанесение рисунка вместе с подготовкой
и лакировкой обычно занимает около двух недель, хотя некоторые машины
порой проводят в мастерской и больше месяца. Срок работы в этом случае
определяет не быстродействие мастеров, а сложность сюжета.
От Питера до Москвы В
любом крупном городе нашей страны обязательно найдется специалист,
способный качественно "задуть" рисунок на автомобиль. Однако
сложившиеся стили сегодня есть лишь у аэробрашеров Москвы и Петербурга,
а произведения региональных умельцев пока не поддаются четкой
классификации – вдалеке от двух столиц клиент еще только начинает
созревать, и интересные работы там встречаются довольно редко. Зато по
столичным улицам сегодня ездят десятки эксклюзивных машин с авторскими
рисунками. Основная черта, по которой можно отличить "московскую школу"
аэрографии – это оформление более "свежих" моделей автомобилей.
Питерским художникам по большей части достаются уже поездившие машины.
В Петербурге редкость, чтобы клиент привез аэробрашерам автомобиль
прямо из автосалона, в Москве же это случается довольно часто.
Существуют и сюжетные различия, которые, правда, в большей степени
зависят от личности художника. Но ведь на человека влияет место, в
котором он живет. Сюжеты московских мастеров смелее и агрессивнее.
Можно сказать, что в области аэрографии финансовая столица ушла дальше
культурной. Это вполне объяснимо – здесь раскрашенных автомобилей
больше в разы, поэтому желающим выделиться (а в подавляющем большинстве
случаев автомобили разрисовываются именно для этого) приходится
проявлять больше фантазии и энергии.
Одним из самых
знаменитых мастеров авторской росписи в Москве считается Ильнур
Мансуров, на счету которого десятки уникально оформленных машин. По его
словам, гораздо эффективнее расписывать машины целиком, а не наносить
отдельный рисунок на один из элементов. Каждый автомобиль, побывавший в
его мастерской, содержит свою эстетическую концепцию. Например, на
Lamborghini изображены бегущие быки – как символ мощи автомобиля и
этого брэнда вообще, а "женский" родстер Merсedes украшен яркими
подсолнухами, лепестки которых разлетаются, придавая автомобилю
дополнительную визуальную динамику. Кроме того, Ильнур – один из
немногих автомобильных художников, считающих, что интенсивность цвета
рисунка зависит от автомобиля и воплощаемой идеи.
Среди
крупных фирм на столичном рынке аэрографии выделяются такие имена, как
Deep Rising и Airbrushstudio. Фирма Deep Rising специализируется на
тюнинге интерьера и экстерьера автомобилей, но при этом замечена в
создании очень интересных работ в области аэрографии – Hummer1,
украшенный американской атрибутикой, и Dodge Ram 2500, оформленный в
популярном стиле "водный мир". Airbrushstudio – типичный пример
"малярки", выросшей до уровня серьезной художественной мастерской.
Работы этих ребят – Mitsubishi 3000 GT "Воздушная атака" и совсем
свежая Porsche 911 Сarrera "Гости из будущего" – появляющиеся на
автомобильных выставках, говорят об их серьезном творческом потенциале.
Профессиональные аэробрашеры Санкт-Петербурга немногочисленны.
До последнего времени чаще всего на здешних улицах встречались машины,
оформленные компаниями North Customs и "Автодело". Творческий коллектив
North Customs составляют два харизматичных байкера с бородами, как у ZZ
TOP, известные под кличками Джон и Стик. И хотя с большей охотой они
берутся за оформление мотоциклов, автомобилей ими также разрисовано
немало. Самые яркие из работ North Customs: BMW Z3 "Дикая кошка",
Mitsubishi Pagero "Звездные войны" и Audi TT в стиле эпохи
авиаромантизма. Фирма "Автодело", помимо нанесения небольших рисунков
на множество питерских автомобилей, знаменита оформлением Chevrolet
Suburban по мотивам произведений древнерусской литературы – на одном
борту изображена панорама Куликова поля до битвы, на другом – в самый
ее разгар, на капоте Илья Муромец, на задней двери Ярославна и ее плач.
Одна из самых молодых и многообещающих airbruh-мастерских
Петербурга – "Авто Арт Студия". За несколько лет работы фирма собрала
внушительное портфолио, в котором немало интересных работ, например
"Индейский" Jeep Wrangler Laredo (о котором мы писали в одном из
прошлых номеров), BMW Х5 "Водный мир" и "Фиат Купе" в техногенном
стиле.
Московский и питерский стили аэрографии можно назвать
полноценными "школами" еще и потому, что в каждом из городов существуют
свои курсы обучения мастерству airbrush, на которых будущим художникам
воздушной кисти преподается разная теория и разные эстетические
принципы. В Москве просветительской деятельностью занимается Ильнур
Мансуров в учебном центре Штандокс, а вот где находится учебный центр
питерских художников – неизвестно, известно лишь то, что он организован
ребятами из North Customs. И напоследок объясним, почему этот материал
оказался в рубрике "Тюнинг". Все очень просто. Тюнингом принято
называть любое изменение в конструкции автомобиля, которое не относится
к его ремонту. С этой точки зрения, аэрография – это тюнинг, причем
абсолютно эксклюзивный. Рисунки ведь не повторяются.