ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ: ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ
Идее круглосуточно "жечь свет" больше двадцати лет: первыми, кто осознал
пользу постоянно включенных фар, были скандинавские страны. До недавнего времени
их поддерживали частично: где-то включать фары обязывают лишь за городом или
только в зимнее время. Но, похоже, это лишь полумеры...
Европейская статистика и многочисленные исследования убедительно
подтверждали: "дневной" свет на автомобилях нужно узаконить. И вот все страны
Европейского союза решили присоединиться к своим северным соседям - с 2003 года
включенные фары станут столь же обязательным условием движения, как пристегнутый
ремень безопасности!
По данным голландского исследовательского института безопасности дорожного
движения (SWOV), европейский автомобилист в среднем раз в шесть лет становится
участником ДТП. При этом 50% несчастных случаев со смертельным исходом -
следствие того, что водитель поздно замечает опасность. Особенно коварны
перекрестки: здесь 80% тяжелых катастроф по причине "невольной слепоты". Чтобы
снизить эти страшные показатели, надо, по крайней мере, сделать автомобиль
заметным. Самый простой способ привлечь внимание окружающих - зажечь фары.
Простой - и одновременно эффективный.
В двадцати округах Нижней Саксонии (ФРГ) провели акцию под названием "Включи
свет днем". На опасных участках дорог установили информационные щиты,
призывающие водителей в светлое время суток включить фары. И хотя призывы носили
рекомендательный характер, немецкий педантизм возвел их в ранг закона.
Результаты впечатляли: количество жертв на обозначенных трассах сократилось на
четверть!
ВАМ НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ 25% БЕЗОПАСНОСТИ? ВКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ДНЕМ! Между тем и в России давно осознали, какую пользу могут сослужить включенные
днем фары. Откроем ПДД: "... в светлое время суток с целью обозначения
движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен: на
мотоциклах и мопедах; при движении в организованной транспортной колонне; на
маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе
навстречу основному потоку движения; при организованной перевозке групп детей;
при перевозке опасных... грузов; при буксировке... (на буксирующем транспортном
средстве)" (пункт 19.5). Напомним, что фары обязательно включают при испытаниях
автомобилей - даже на полигонах. Да и мы все время обозначаем себя ближним
светом: пропусти, брат, спешу! То есть де-факто польза ближнего света признана
на всех уровнях. А де-юре? Нигде в Правилах не запрещено включать фары любому
участнику дорожного движения. Так что пусть фары включат все, а для тех, кому
следует особо выделиться и кто имеет на это право, - существуют спецсигналы.
БЛИЖНИЙ СВЕТ НЕ ПРИВИЛЕГИЯ: ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ ДНЕМ!
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕ: ОТЧИЗНЕ ПОСВЕТИМ!
Кто-то считает: Запад нам не указ, у России собственный путь. Ознакомимся с
зарубежным опытом, перенесенным на наши просторы. Накануне 2000 года
руководители транспортных предприятий Петрозаводска получили письма местной
администрации: рекомендуем на всех транспортных средствах включать ближний свет
круглосуточно. Никаких карательных мер к тем, кто не последует этому совету, не
предусматривалось, а вот агитацию за включенные фары вели активно - и средства
массовой информации, и работники местной ГИБДД. В итоге к акции, кроме
профессионалов, присоединились и частники, и весь год столица Карелии днями
напролет светилась автомобильной иллюминацией. Распоряжением губернатора
Пермской области №503 с 1 по 10 сентября 2000 года в Прикамье прошла операция
"Фара": опять-таки рекомендовалось включать днем ближний свет. Основная цель ее
- безопасность маленьких пешеходов, спешащих в школу после долгих каникул.
Каковы же результаты? Выделить эффект включенных фар из общей статистики
оказалось непросто, поскольку сотрудники ГИБДД одновременно усиливали работу и
по другим направлениям, но в целом аварийность снизилась - до полутора раз!
ВАШ РЕБЕНОК ХОДИТ В ШКОЛУ? ВКЛЮЧАЙТЕ СВЕТ ДНЕМ!
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ: ИСПЫТАЙ БЛИЖНЕГО СВОЕГО
Теорию принято проверять практикой. Эксперимент мы поставили на ровной, как
стрела, динамометрической дороге дмитровского полигона. На снимках видно, как
"проявляется" автомобиль с включенными фарами на пустой, казалось бы, трассе. На
удалении 2 км и даже 1,5 км в довольно яркий день машину без фар незаметно
вовсе! Вы скажете - зачем видеть ее на таком расстоянии? Посчитайте, за сколько
секунд автомобиль в движении с разрешенной скоростью 90 км/ч окажется в опасной
близости. А если наблюдатель не стоит на месте, а едет навстречу? Вы
поровняетесь через полминуты! Представьте, что именно в эти 30 секунд идете на
обгон по встречной...
Ближний свет увеличивает дистанцию уверенного обнаружения примерно на 1000 м
(на динамометрической дороге). Это означает запас в 40 секунд, когда автомобиль
движется на вас со скоростью 90 км/ч . А если вы не наблюдаете за ним с обочины,
а управляете таким же автомобилем? Считайте сами, насколько раньше вы увидите
друг друга. Помните, что все мы имеем дело с очень высокими скоростями: всего за
секунду проезжаем 25 метров и более. Между прочим, 1 с требуется, чтобы
произнести "двадцать пять"... Водителю нужна отменная реакция и... достаточное
время на оценку ситуации.
БЛИЖНИЙ СВЕТ СЭКОНОМИТ СОТНИ МЕТРОВ И ДЕСЯТКИ СЕКУНД! ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ
ДНЕМ!
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЯТОЕ: НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ
Можайское шоссе, пятница, вечер: один из последних в сезоне выездов на дачу.
Узкая дорога ведет на запад; низкое солнце, соответственно, светит прямо в
глаза. Встречных не видно, можно обгонять медлительный автобус... Опа! С трудом
увернулись от "Жигуленка" - в зеркале отразился поднятый средний палец. Виноват,
слов нет; но если бы мой "визави" включил фары, его автомобиль проявился бы на
фоне потрясающе красивого заката... Хорошо, не последнего! Краснодарский край.
Прекрасное шоссе между станицами окружают мощные деревья с выбеленными стволами.
На дороге - частокол теней; мельтешение утомляет глаза. Навстречу ползет
комбайн... э-э, да мы с ним не одиноки! По моей полосе разлетелось что-то
быстрое... Встречный? Попутный? На самом деле - мчится на меня! Потерявшийся в
камуфляже "тень-свет" ЗИЛ сгоняет нас на обочину. Не надо выставлять в окно
палец! Во-первых, бестактно, а во-вторых - найду ему лучшее применение: нажму
клавишу головного света до упора. Теперь-то меня заметят! Пензенская область.
Блеклый осенний день, зарядивший дождик. Грузовики окутываются водяной пылью,
грязь летит на стекла. Перед обгоном очередного КамАЗа долго вглядываешься в
муть перед собой - нет ли кого навстречу? Включаю "поворотник"... Господи,
откуда она взялась, эта "Волга"? Нет, не встречная - попутная, повисла на
"корме", семафорит "дальним". Где же раньше были твои фары, друг? В зеркалах
тебя не видно - потерялся без света в нашем с КамАЗом водяном шлейфе ВОДИТЕЛИ! ВКЛЮЧАЙТЕ БЛИЖНИЙ СВЕТ ДНЕМ!
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ШЕСТОЕ: ОНИ НЕ ПЕРЕГОРЯТ!
Начнем от противного. Основные фары довольно прожорливы: работая днем и
ночью, они быстро вытянут все жизненные силы из генератора и аккумулятора. А
сколько, в масштабах страны, лишних литров бензина и вредных веществ вылетит в
выхлопную трубу? Поэтому производители светотехники получили заказы на
разработку специальных энергосберегающих осветительных приборов. Например, фирма
"Хелла" представила особые фары "дневного света". Они тратят энергии на порядок
меньше: их мощность в сумме 12 Вт, тогда как у штатных фар вместе с задними
фонарями - до 150 Вт. Вспомогательные светильники предполагают устанавливать в
дополнение к основной светотехнике, а загораться они будут после поворота ключа
зажигания. Экономить на безопасности можно, но только разумно. С 2002 года
иностранные производители обещают оснащать свою продукцию фарами "дневного
света". В то же время, законодатели "светлой" моды - скандинавы - пока не
пользовались дополнительной светотехникой. Кстати, на многих "самарах" в
экспортном исполнении ближний свет автоматически включался после пуска
двигателя. И ничего, дефицита лампочек в Швеции не наблюдалось...
НА ВАШЕМ АВТОМОБИЛЕ НЕТ ДНЕВНЫХ СВЕТИЛЬНИКОВ? ВКЛЮЧАЙТЕ ШТАТНЫЕ ФАРЫ
ДНЕМ!
"Имейте в виду, что... существует седьмое доказательство, и уж самое
надежное! И вам оно сейчас будет предъявлено". С этими словами известный
литературный персонаж весьма убедительно одержал верх в одном диспуте: поставил
эксперимент на оппоненте. Предлагаемый нами опыт куда более гуманный: давайте,
не дожидаясь, когда нас к этому обяжут ПДД, включим фары днем. И убедимся в
пользе движения к свету! Что и требовалось доказать.
|